ПЬЯЦЦОЛЛА Астор (Astor Piazzolla), аргентинский композитор. Родился в 1921 г. в Мар-дель-Плата, умер в Буэнос-Айресе в 1992 году. Считается одним из наиболее значительных композиторов современной популярной аргентинской музыки. Создал ряд замечательных музыкальных произведений основанных на традиционных ритмах танго. Получив народную известность как «король танго», Астор Пьяццолла привнес в танго новые ритмы и гармонические интонации, великолепно адаптирующиеся к классической гитаре. В начале 80-х годов Пьяццолла написал для гитары пять оригинальных произведений, а чуть позже несколько еще более значительных, в том числе Tango Suite, для гитарного дуэта Ассадов. Кроме того, некоторые из его наиболее популярных танго также транскрибированы для гитары.

Бандеонист Астор Пьяццола Astor Piazzolla

Астор Пьяццолла родился в семье бедного итальянца в Мар-дель-Плата (Аргентина) 11 марта 1921 года. В 1925 году семья переехала в Нью-Йорк попытать счастья в большом городе. Позже Астор Пьяццолла вспоминал: «Это было время разрухи и мафии: я болтался по улицам больше, чем ходил в школу. Тогда моими кумирами были Дюк Эллингтон и Кэллоуэй, которых я ходил слушать у дверей Коттон Клуба — я был слишком молод и слишком беден, чтобы войти внутрь. А мой отец любил ностальгические танго Карлоса Гарделя. Поэтому, на девятилетие я получил в подарок бандонеон и стал заниматься с учителем, который объяснил мне основы классической музыки».

В 1937 году семья Пьяццоллы вернулась в Мар-дель-Плата, но Астор мечтал о столице. В 16 лет он покинул свой родительский дом и переехал в Буэнос-Айрес. Юный музыкант был приглашён играть на бандонеоне в ансамбль известного мультиинструменталиста Анибала Тройло. Это давало Астору средства на аренду комнаты. В то же время он брал уроки игры на фортепиано и занимался гармонией с молодым преподавателем по имени Альберто Хинастера, который впоследствии стал известным композитором.

В 1946 году Астор собрал свой первый ансамбль. Друзья играли исключительно танго: танго стало творческим кредо Пьяццоллы. «Я играл свои аранжировки и начал с трёхдольных размеров, хотя тогда были популярны четырёхдольные, и экспериментировал с диатоническими гармониями». Его новаторство не пользовалось успехом у публики, и ансамбль распался. Но он возобновил свои искания с ещё большим рвением и организовал струнный оркестр, который потерпел ещё более сокрушительную неудачу. Астор не унывал, тяжёлая жизнь в Нью-Йорке научила его быть упрямым и агрессивным до предела.

Поворот в судьбе произошёл, когда он отправился в Европу, где обучался дирижированию у Германа Шершена. В Париже судьба даровала ему встречу с известным преподавателем композиции — Нади Буланже. Она сказала: «Астор, следуй своему интуитивному чутью — твоя индивидуальность не в интеллектуальной музыке, а в танго с элементами классики и джаза». В 1955 году он вернулся в Буэнос-Айрес, чтобы закончить свой первый октет, используя опыт который он получил у Хинастеры и Буланже.

Джазовые элементы дали танго Пьяццоллы новую жизнь. Его исполнение имело невероятный успех у публики и произвело фурор в кругах исполнителей, а этот стиль получил название Tango nuevo. По настоянию аргентинского гитариста Роберто Аусселя, Пьяццолла стал писать для гитары. Сегодня, его История танго для флейты и гитары, Двойной концерт для бандонеона, гитары и струнного оркестра стоят в одном ряду с лучшими произведениями композиторов XX века.

Умер Астор Пьяццолла в июле 1992 года в зените славы. Несмотря на мировую известность, творчество аргентинского композитора в России было практически неизвестно до последнего времени.