Попыток совместить джазовый состав с камерным ансамблем или симфоническим оркестром предпринималось множество, но не уверен, что хоть раз создатели этих гибридов преуспели в своем начинании. Первым, конечно, вспоминается Гил Эванс, но как часто мы возвращаемся в наши дни к его записям? Как часто мы возвращаемся к очень красивой записи блистательного трубача Клиффорда Брауна со струнными? Такие записи with Strings делали, кажется, все большие джазмены 50-х, но что это, если не дань моде? И не выглядит ли череда этих альбомов унизительной попыткой джазистов доказать равенство своего жанра с «высоким» классическим?

Между тем в попытках скрестить джаз с другим музыкальным жанром можно увидеть нечто большее, чем стремление закрепить свои культурные позиции или понравиться. Скрещивание открывает новые пути развитию музыки. Занятно, что инициатива иногда приходит не со стороны джаза, как это произошло в случае с последним альбомом знаменитого аргентинского бандеониста Дино Салуцци — Ojos Negros, который он записал с немецкой классической виолончелисткой Аней Лекнер.

Салуцци, которому через несколько дней исполнится 73 года, хорошо известен на родине, но в США широкая аудитория узнала о нем без малого 20 лет назад, с возникновением интереса к музыке народов мира — Worldmusic. Среди тех, кто начал ее перелицовывать и перекраивать на слух просвещенного мира, был джазовый гитарист Эл Ди Меола. Хотя за созданием его альбома World Symphonia (1990, Tomato) явно стояли коммерческие соображения, природа которых освещена выше, проект не стал чисто коммерческим. Танго — хорошо знакомый жанр для Ди Меолы, поэтому его совместная работа с Салуцци оказалась удачной, а успех альбома — заслуженным. Танго и джаз подтвердили свою способность к совместной и взаимообогащающей жизни.

Я затрудняюсь отнести последнюю работу Салуцци с Лекнер к чистому джазу, хотя импровизационный характер их музыки очевиден. Но в ее основе лежит все то же аргентинское танго-нуэво и на этот раз традиция камерной музыки.

Постоянный диалог бандонеона и виолончели — темный, страстный и напряженный, не просто увлекает — от него невозможно оторваться. Каждый новый и всегда резкий поворот мелодии не дает расслабиться, как езда на машине по извилистой горной дороге. И так же, как такая езда, каждый мелодический поворот композиций Салуции и Лекнер, открывает слушателю новый и совершенно дивный, хотя и невыразимо грустный, пейзаж.

«Война инкорпорейтед» (War, Inc.). Режиссер Джошуа Сефтел. В ролях: Джон Кьюсак, Хилари Дафф, Джоан Кьюсак, Мариса Томей, Бен Кингсли, Дэн Эйкройд. Комедия. Очень смешной и едкий фильм в духе «Гросс пойнт бланк» с тем же Кьюсаком. Воображаемую страну Туракистан оккупирует американская частная корпорация во главе с бывшим вице-президентом США (Эйкройд). Для достижения стратегических целей глава корпорации нанимает киллера (Кьюсак) с заданием убить министра нефтяной промышленности одной из ближневосточных стран. В качестве маскировки киллер должен изображать из себя продюсера торговой выставки.

«Новое русское слово»